Очень хорошая и интересная статья. Интерсна, на мой взгляд, всем, а не только занимающимся аквадизайном. А некоторые пункты - прямо-таки иллюстрация к традиционным, классическим законам перспективы и композиции.
Я частично воспроизведу ее здесь, надеюсь, автор не обидится =) Вас ведь гораздо эффективне заманивать именно отсюда :р
Полная версия вот: www.aquafanat.com.ua/pages-view-53.html
Автор Наталья Романович а.к.а. nata_boa
собственно, статья с иллюстрациями
Итак, имея в виду акваскейп, мы подразумеваем создание гармоничного подводного пейзажа. Именно гармоничного. И именно пейзажа. Пейзажа-имитацию типично наземного пейзажа в стиле Природного аквариума или «пейзажа -образ» / «пейзажа-символа» для более свободного стиля («джунгли» например). В «Палитру» акваскейпа я «помещаю» некоторые приемы из традиционной живописи и важные средства композиции. Без композиционных приемов не создать иллюзию пространства, без живописных средств не вдохнуть в эту иллюзию жизнь:
Целостность, типизация, контраст, подчинение; масштаб, линия и связанную с ней линейную перспективу и цвет и связанные с ним тоновую и цветовую перспективы. Двигаться мыслью от общего – к частному и от частного – опять к общему. Так можно описать подход к созданию любого произведения искусства. Итак, первое средство композиции – целостность. Добиваться целостности, создать неделимую композицию, определить место для четкого центра внимания и подчинить этому центру второстепенные элементы – это первая задача. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться (это второй закон композиции – закон типизации).
Объединение подобного в большие массы. На фото правая группа составлена из смеси растений, и общее в обеих группах - водное растение ротала грин.
Нельзя дробить композицию пейзажа одинаковыми по размеру пятнами, паузами. Ничто в композиции не должно повторяться. При создании пейзажа любых повторов следует избегать. Целостность связана с другим средством композиции - Соподчиненностью и достигается при условии соблюдения четкого подчинения второстепенных элементов главным объектам.
Выразительный пейзаж выполнен при помощи яркого контраста темных, имитирующих еловые заросли элементов из мха и светлого ковра из растения гемиантус «куба». Маяка речная (светлые растения над темными "елочками мха") контрастными мазками живописно рисует свет в этом пейзаже.
Закон контрастов. Контрасты - это выразительность пейзажа. Это противоположности их жизнь и взаимопроникновение. Светлое-темное, большое и малое, объем и плоскость, теплое и холодное т.е. любые диаметральные диалоги, которые делают ваш пейзаж выразительным.
Ровный задний план из однотонного элеохариса противопоставлен объемной скале
Линия. Что такое линия в пейзаже? В любом - наземном или подводном. Линия – это и силуэт композиции, т.е. ее форма, а так же и внутренние линии т.е. коряг, камней, дорожек. Форма пейзажа, т.е. его силуэт - это то, что «читает» глаз в первую очередь. Красивой линией можно подчеркнуть пейзаж, а можно вывернуть объем, расчленить и разрушить его. С линией связано такое средство создания объема как линейная перспектива. Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов. Если автору удается воспроизвести легко читаемую разницу масштабов для объектов пейзажа (коряги, камни), то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение размеров удаляющихся предметов – первый признак линейной перспективы.
Горизонтальные ветки, имитирующие корни деревьев удаляясь от зрителя, уменьшаются, уводя взгляд в глубину.
Но вот в этом пейзаже практически нет признаков линейной перспективы, но наш глаз догадывается о наличии пространства (листья папоротника частично перекрывают растущее за ним и, следовательно, наш мозг принимает, что эти объекты разнесены в пространстве)
Листья папоротника на коряге частично перекрывают растущее за ним светло-зеленое "облако" - предметы разнесены в пространстве.
Нет признаков линейной перспективы и в этих работах. И все же пространство в них ощущается Оно передается за счет разноплановости композиции, четкого обозначение переднего, второго и заднего планов.
Передний план выполнен из крупнофактурной, фотосинтезирующей риччии, которая наличием контрастных пузырьков создает эффект приближения, более светлые дали перемежаются с пропорционально уменьшающимися макушками гор, что еще более подчеркивает перспективу.
Здесь пространственное решение найдено и за счет удачного линейного рисунка. Так как тропинка, дорожка, уводящая взгляд зрителя может считаться линией линейной перспективы, обозначающей пространство.
Дорожки-тропинки - линии перспективы. Уводят взгляд зрителя, обозначают пространство.
Работая с масштабом, можно преувеличить и даже исказить пространство.
Преувеличение масштабов предметов переднего плана: огромные камни словно выпячиваются на зрителя, отодвигая пространство за ними.
Но линия - не единственное средство для создания перспективы и пространства. Цвет и тон - тоже очень хорошо работают в подводном пейзаже и их также нужно включать в «Палитру акваскейпа».
Выраженность тоновых и цветовых контрастов на объектах, которые находятся ближе к нам, является наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают, исчезают детали, «уходят» цвет и тон. Так работает наше зрение, этого же нужно добиваться, выстраивая подводные пейзажи. Уменьшение насыщенности тона, высветление дали – это яркие признаки воздушной перспективы.
Размещение на переднем плане растений с более темными листьями теплых, насыщенных оттенков, более фактурных, детализированных коряг, камней.
Следующее живописное средство в «палитре» акваскейпера – это Цвет. Чтобы определить важность цвета, я начну с фразы Анри Матисса, который так говорил о цвете: «Проблема цвета – это проблема не качества, а выбора». В этой мысли известного французского импрессиониста есть важный момент. Действительно, определить цветовую схему акваскейпа и определиться с колоритом – это 80 процентов выразительности работы. Цвет - это настроение пейзажа, его эмоциональное начало. Цвета в мире много, много его и в палитре акваскейпера. Начиная от всех оттенков зеленого и заканчивая самими невероятными цветовыми изысками, которые нам дает Природа – пурпурные, оранжевые, перечислять можно бесконечно, а если еще прибавить вариативность цвета фона, богатые и самодостаточные цветовые вспышки рыб…сбалансировать все это изобилие, ограничить себя – это непростая задача. Итак, выбор и ограничение. Пример сдержанного, умеренного, сознательно ограниченного отношения к цвету – работы японских акваскеперов. Примеры буйного, богатого и неудержимого цвета – работы итальянцев.
Статья продолжается и дальше, плюс кое-что я опускала, так что если понравилось - заходите и читайте полностью)))
Палитра акваскейпа
Очень хорошая и интересная статья. Интерсна, на мой взгляд, всем, а не только занимающимся аквадизайном. А некоторые пункты - прямо-таки иллюстрация к традиционным, классическим законам перспективы и композиции.
Я частично воспроизведу ее здесь, надеюсь, автор не обидится =) Вас ведь гораздо эффективне заманивать именно отсюда :р
Полная версия вот: www.aquafanat.com.ua/pages-view-53.html
Автор Наталья Романович а.к.а. nata_boa
собственно, статья с иллюстрациями
Статья продолжается и дальше, плюс кое-что я опускала, так что если понравилось - заходите и читайте полностью)))
Я частично воспроизведу ее здесь, надеюсь, автор не обидится =) Вас ведь гораздо эффективне заманивать именно отсюда :р
Полная версия вот: www.aquafanat.com.ua/pages-view-53.html
Автор Наталья Романович а.к.а. nata_boa
собственно, статья с иллюстрациями
Статья продолжается и дальше, плюс кое-что я опускала, так что если понравилось - заходите и читайте полностью)))